fbpx

Современный стратегический взгляд на сексуальные функциональные расстройства.

На фоне стремительного развития цивилизации человек открывает для себя все новые и новые возможности. В век IT-технологий он получил возможность доступа к разносторонней информации и обрёл способность выбирать для себя самое «лучшее». Казалось бы, с учетом таких возможностей, он мог бы легко избавляться от проблем или не создавать их вовсе, облегчая свою жизнь. Мог бы избавить себя от страданий и трагедий и быть «абсолютно счастливым». Но существуют законы, которые руководят нашей жизнью — законы бытия. И, если их можно условно разделить, наша жизнь состоит из законов «темной и светлой материи». И, как бы мы не пытались с ними спорить, они всё равно выше нас.

В нашей жизни всё ложится на чашу весов. Всё в нашей жизни находится в противовесе и противоречиво. Например: не было бы печали — не было бы радости, не было бы желания и стремления к удовольствию — не было бы разочарований, а также зависимости от этого стремления. Не было бы страха — не было бы смелости, не было бы любви — не было бы ненависти, не было бы встреч — не было бы разлук. Не было бы полезной информации — не появлялась бы та, которая может навредить. И в этой связи появляется новая проблема — проблема правильного выбора. Или проблема выбора, а, значит, ещё большего сомнения в своем выборе. Время от времени человек сам создает свои собственные мысленные ловушки и успешно в них попадает, впоследствии страдая.

Дисфункциональное поведение – это проблема? Все зависит от того, какое значение мы этому придаем. «Как назовёшь корабль, так он и поплывет». Допустим, мы говорим о диагнозе, например «эректильная дисфункция». Пациент, которому поставили этот грозный диагноз, считает, что он уже «импотент» и, в таком случае, это уже проблема. А если мы говорим, что нарушение эрекции — это дисфункция, это уже не катастрофа, а небольшое недоразумение. А, значит, и степень серьёзности уменьшается, а, следовательно, и гиперконтроль устраняется, и появляется шанс вернуть спонтанность и автоматизм. «Природа всегда знает лучше нас».

В жизни нет прямых путей. И мы не можем предвидеть будущего. Но попытки его увидеть порождают в нас бесконечное количество тревог….

Жизнь построена на противоречиях и парадоксе.  У современного человека появляется еще больший страх перед будущим. Многие философы прошлого и современности в попытке познать и описать законы бытия, казалось бы, практически приблизились к этому. Но, подобно мифическому Сизифу, почти достигнув вершины познания этих законов, снова растворялись в сомнениях и подходили вплотную к абсурду. Как Сизиф, затаскивая камень на вершину горы, почти достигнув её, снова, к своему великому разочарованию и досаде, выпускал его из рук, и камень вновь стремительно скатывался вниз. И этот процесс возобновлялся снова и снова. И он был уже готов к очередной неудаче. Сформировав в себе это «само реализующееся предсказание», он заново продолжал этот неблагодарный труд, исполняя наказание богов за свои проступки. Это и наказание, и искупление вины. Наказание за жажду к познанию, а искупление — это тяжкий путь в стремлении к этому познанию. Итак, жизнь противоречива и парадоксальна. Но все же мы верим и стремимся к развитию, самопознанию и познанию бытия. Но наша эволюция не делает нас неуязвимыми и счастливыми, уверенными и безмятежными.

Мы, люди, очень большое значение придаем нашему разуму, и многие считают, что мысль первична. «Мыслю, следовательно, существую».  Конечно, для существования, возможно, этого достаточно. А для жизни? Достаточно ли этого?  А восприятие и чувства? На каком месте в приоритете они? Достаточно ли думать, анализировать, контролировать, прогнозировать, обобщать, рационализировать, плести причинно-следственную цепь, порождая всё новые и новые сомнения, чтобы жить? Функционировать и существовать, наверное, да. Но как? Хорошо или плохо? С радостью или с разочарованием? С ощущением комфорта и покоя или с тревогой. И с этого момента нам стоит задуматься…

 Человек очень часто пытается спорить с природой, пытается ее контролировать, рационализировать, анализировать и управлять ею. Но очень часто при попытке предпринять эти действия, превращает свою жизнь в сущий ад, испытывая при этом колоссальные муки.

Существуют четыре главных ощущения, которых никто не может избежать: страх, удовольствие, гнев, боль [Миланезе, Мордацци 2007]. Они могут быть разрушительными или могут стать ресурсом, когда мы хотим изменить что-то. Используя логику противоречия, можно создать больший страх, который поможет человеку справиться с ужасным страхом. Иными словами, для того, чтобы человеку помочь выбраться из его же собственной ловушки, мы используем его же собственный ресурс. Стремление к удовольствию можно также использовать как ресурс, но умело им распорядиться. Ведь все знают, что запретный плод сладок. И этот запрет мы можем также использовать, чтобы усилить желание… А необязательность осуществления полового акта снижает уровень контроля над собственными сексуальными функциями, тем самым возвращая природе свою власть.

Многие процессы в нашей жизни просто дарованы природой, к ним относятся спонтанность и автоматизм. И мы приобретаем это с рождения. Но с тех пор, как человек начинает контролировать эти процессы вместо того, чтобы, овладев ими, выйти победителем, властелином, теряет эту власть, словно воду, ускользающую сквозь пальцы. Проигрывает и страдает. И в этой связи вспоминается сказка о сороконожке, рассказанная Джорджио Нардонэ, в которой красноречиво описывается, что произошло, когда это насекомое предприняло попытку контролировать автоматизм и спонтанность. С Вашего позволения, дорогой читатель, я ее процитирую: «Однажды Муравей встретил Сороконожку. Увидев ее, выразил свой восторг: «Привет, Сороконожка! Я в невероятном восторге от того, какая ты грациозная и подвижная, ловкая и гибкая!». Сороконожка задумалась и не сделала ни единого шага.».

Парадоксальным фактом является то, что контроль блокирует спонтанность и автоматизм, и невозможно быть сознательно спонтанным. И невозможно рационализировать инстинктивность. И, как бы надежда и желание ни усиливали наше еще большее желание этого достичь, с их усилением и увеличением мы получаем совершенно противоположный эффект; терпим неудачи, теряем способности, а потом начинаем себя оценивать, наращивая гиперконтроль и прилагая еще большие усилия над спонтанностью. Ещё больше блокируем программу, заложенную природой, впоследствии удивляемся и, еще больше расстраиваясь, начинаем искать причины…. И тогда начинается поиск в бескрайних просторах Интернета, где предлагается огромное множество решений проблем, от ответов на вопросы «А вдруг у меня проблемы с половыми гормонами? А вдруг это простатит? А вдруг он меня не любит? А вдруг я не привлекаю его? А что я чувствую или ощущаю? А почему у других все получается, а у меня нет, наверное я от природы фригидна?». Но, чем больше ответов мы получаем, тем больше вопросов задаем себе, погружаясь в бесконечный коллаж вопрос-ответных мук. Исходя из вышесказанного, можно поделиться еще одной гениальной мыслью: «Наивысшая степень контроля – отпустить этот контроль, чтобы потом снова взять его в свои руки».

Традиционно считалось, что для решения проблемы необходимо установить причины ее существования. Чтобы получить ответ на вопрос о причинах сексуального расстройства, было бы необходимо рассматривать элементы, относящиеся к биологии, антропологии, психологии, истории человечества, философии, морали…

Согласно модели КСТ (принцип исследования-вмешательства), решение проблемы позволяет понять причины ее возникновения.

Как стратегический терапевт старается решить проблему?

У человека затрудняется или блокируется доступ к собственным ресурсам, возникают проблемы, симптомы, расстройства, болезни.

 Цель терапии: разблокировать доступ к ресурсам (терапевтическое изменение).

РЕСУРСЫ уже присутствуют у человека. ПРИРОДА снабдила его ресурсами, а его РАЗУМ блокирует их.

Стратегический подход отказывается от классического нозографического диагноза. Стратегический подход определяет:

«Как функционирует проблема?»

— Какие попытки решения использовались пациентом?

— Терапевтом используется Стратегический диалог, в котором проводится анализ дисфункциональных и функциональных попыток решения проблемы пациентом. И, на основании совместного открытия терапевта и пациента, терапевтом составляется альтернативная программа, предоставляющая пациенту возможность доступа к собственным ресурсам, тем самым решая проблему.

— Терапевтом используются стратегии, стратагемы и предписания.

Проблема изучается здесь и сейчас, внимание концентрируется на механизмах ее устойчивого существования.

Уже на 1-й сессии задается первое маленькое изменение!

Предписание имеет целью блокировку дисфунциональных попыток решения.

Возобновляется естественность сексуального поведения плюс формируется эмоциональный корректирующий опыт.

 

Яндекс.Метрика