Cовременный стратегический взгляд на сексуальные функциональные расстройства.
На фоне стремительного развития цивилизации, человек, открывал для себя все новые и новые возможности. В век IT технологий получил возможность к доступу разносторонней информации, и обрел способность выбирать для себя самое «лучшее». Казалось бы, с учетом таких возможностей он мог бы легко избавляться от проблем или не создавать их вообще, облегчая свою жизнь. Мог бы избавить себя от страданий и трагедий и быть «абсолютно счастливым». Но, существуют законы, которые исполняются нашей жизнью — законы бытия. И если их можно условно разделить, наша жизнь состоит из законов «темной и светлой материи». И как бы мы не пытались с ними спорить, они все равно выше нас.
В нашей жизни все кладется на чашу весов. Все в нашей жизни в противовесе и противоречиво, к примеру не было бы печали не было бы радости, не было бы желания и стремления к удовольствию не было бы разочарований, а также зависимости от этого стремления. Не было бы страха, не было бы смелости, не было бы любви не было бы ненависти, не было бы встреч, не было бы разлуки. Не было бы полезной информации, не появлялась бы та которая может навредить. И в этой связи появляется новая проблема, проблема правильного выбора. Или проблема отличить, выбрать, а значит еще больше сомневаться в своем выборе. Время от времени человек сам создает свои собственные мысленные ловушки и успешно в них попадает, в последствии страдая.
Дисфункциональное поведение – это проблема? Все зависит от того какое значение мы этому предаем. «Как назовешь корабль, так он и поплывет». Если мы говорим о диагнозе, к примеру: Эректильная дисфункция. Пациент, которому поставили этот грозный диагноз, считает, что он уже «импотент» и в таком случае это уже проблема. А если мы говорим, что нарушение эрекции — это дисфункция, это уже не проблема, а небольшое недоразумение. А значит и степень серьезности уменьшается, а значит и гиперконтроль уменьшается и появляется шанс вернуть спонтанность и автоматизм. «Природа всегда знает лучше нас».
В жизни нет прямых путей. И мы не можем предвидеть будущего. Но попытки его увидеть рождают в нас бесконечное количество тревог….
Жизнь построена на противоречиях и парадоксе. У человека современности появляется еще больший страх перед будущим. Многие философы прошлого и современности в попытке познать и описать законы бытия, казалось бы, практически приблизились к этому, словно подобно мифическому Сизифу, почти достигнув вершины познания этих законов, снова растворялись в сомнениях и подходили вплотную к абсурду. Как Сизиф, доставляя камень на вершину горы, почти достигнув ее, снова упускал его с рук, и камень снова стремительно скатывался вниз, к всему своему великому разочарованию и досаде. И этот процесс продолжался снова и снова. И он был уже готов к очередной неудаче. Сформировав в себе это «само реализующее предсказание» он снова продолжал этот неблагодарный труд, исполняя наказание Зевса за огонь познаний. Это и наказание, и искупление вины. Наказание — жажда к познанию, а искупление — это тяжкий путь в стремлении к этому познанию. Итак, жизнь противоречива и парадоксальна. Но все же мы верим и стремимся к развитию самопознанию и познанию бытия. Но наша эволюция не делает нас неуязвимыми и счастливыми, уверенными и безмятежными.
Мы – люди очень большое значение придаем нашему разуму и многие считают, что мысль первична, «мыслю следовательно существую». Конечно, для существования, возможно, этого достаточно. А для жизни? Достаточно ли этого? А восприятие и чувства? На каком месте в приоритете они? Достаточно ли думать, анализировать, контролировать, прогнозировать, обобщать, рационализировать, плести причинноследственную цепь, рождая все новые очередные сомнения, чтобы жить? Функционировать и существовать, наверное, да. Но как? Хорошо или плохо? С радостью или с разочарованием? С ощущением комфорта и покоя или с тревогой. И с этого момента стоит нам задуматься…
Человек очень часто пытается спорить с природой, пытается ее контролировать, рационализировать, анализировать и управлять. Но очень часто при попытке это делать превращает свою жизнь в сущий ад, испытывая при этом колоссальные муки.
Существуют четыре главных ощущения, которых никто не может избежать: страх, удовольствие, гнев, боль [Миланезе, Мордацци 2007]. Они могут быть разрушительными или могут стать ресурсом, когда мы хотим изменить что-то. Используя логику противоречия, можно создать больший страх, который поможет человеку справиться с ужасным страхом. Иными словами, для того, чтобы человеку помочь выбраться из его же собственной ловушки, мы используем его же собственный ресурс. Стремление к удовольствию, можно также использовать как ресурс, но умело им распорядиться. Ведь все знают, что запретный плод-сладок. И этот запрет мы можем также использовать, чтобы усилить желание… А необязательность осуществления полового акта снижает уровень контроля над собственными сексуальными функциями, тем самым возвращая природе свою власть.
Многие процессы в нашей жизни просто дарованы природой, к ним относятся спонтанность и автоматизм. И мы приобретаем это с рождения. Но с тех пор, как человек начинает контролировать эти процессы вместо того, чтобы, овладев этими процессами выйти победителем, властелином, словно вода, протекая сквозь пальцы, остается без этой власти проигрывает и страдает. И в этой связи хотелось бы процитировать сказку о сороконожке, рассказанную Джорджио Нордоне, которая красноречиво описывает, что с ней произошло, когда это насекомое предприняло попытку контролировать автоматизм и спонтанность. С Вашего позволения дорогой читатель, я ее процитирую: «Однажды, Муравей встретил Сороконожку. Увидев ее, выразил свой восторг: «Привет, Сороконожка! Я в невероятном восторге от того, какая ты грациозная и подвижная, ловкая и гибкая!». Сороконожка задумалась, и, ни сделала ни единого шага.».
Парадоксальный факт того, что контроль блокирует спонтанность и автоматизм, и невозможно быть сознательно спонтанным. И невозможно рационализировать инстинктивность. И какая бы надежда и желание не усиливали наше еще большее желание этого достижения, с их усилением и увеличением мы получаем совершенно противоположный эффект, терпим неудачи, становимся неспособными, а значит потом начинаем себя оценивать, усиливая гиперконтроль и прилагая еще большие усилия над спонтанностью еще больше блокируя программу, заложенную природой, в последствии удивляемся и еще больше расстраиваясь начинаем искать причины…. И тогда начинается поиск в бескрайних просторах Интернета, где предлагается огромное множество решений проблем, от ответов на вопросы «А вдруг у меня проблемы с половыми гормонами? А вдруг это простатит? А вдруг он меня не любит? А вдруг я не привлекаю его? А что я чувствую или ощущаю? А почему у других все получается, а у меня нет, наверное я от природы фригидна?». Но, чем больше ответов мы получаем, тем больше вопросов задаем себе, погружаясь в бесконечный коллаж вопрос — ответных мук. Исходя из вышесказанного, можно поделиться еще одной гениальной мыслью: «Наивысшая степень контроля – это отпустить этот контроль, чтобы снова взять его в свои руки».
Традиционно считалось, что для решения проблемы необходимо установить причины ее существования. Чтобы получить ответ на вопрос о причинах сексуального расстройства, было бы необходимо рассматривать элементы, относящиеся к биологии, антропологии, психологии, истории человечества, философии, морали…
Согласно модели КСТ (принцип исследования-вмешательства), решение проблемы позволяет понять причины ее возникновения.
Как стратегический терапевт старается решить проблему?
У человека затрудняется или блокируется доступ к собственным ресурсам происходит возникновение проблемы, симптома, расстройства, болезни.
Цель терапии: разблокировать доступ к ресурсам (терапевтическое изменение).
РЕСУРСЫ уже присутствуют у человека. ПРИРОДА снабдила его ресурсами, а его РАЗУМ блокирует их.
Стратегический подход отказывается от классического нозографического диагноза. Стратегический подход определяет:
«Как функционирует проблема?»
— Какие Предпринимаемы Попытки Решения использовались пациентом?
— Терапевтом используется Стратегический диалог в котором проводится анализ дисфункциональных и функциональных попыток решения проблемы пациентом. И как совместное открытие терапевта и пациента, терапевт предоставляет пациенту возможность доступа к собственным ресурсам, составляя альтернативную программу, которая решает проблему.
— Терапевтом используются Стратегии, стратагемы и предписания.
Проблема изучается здесь и сейчас, внимание концентрируется на механизмах ее устойчивого существования.
Уже на 1-й сессии задается первое маленькое изменение!
Предписание имеет цель заблокировать дисфунциональные попытки решения
Возобновляется естественность сексуального поведения плюс формируется эмоциональный корректирующий опыт.